Главная » Статьи » Горные районы » Кавказ

Уилпата
1. Уилпата по 1-му контрофорсу Южного гребня (м-т С.Егорина) (Уилпата, комбинированный, 5А)

2. УИЛПАТА ПО ВОСТОЧНОЙ СТЕНЕ (Уилпата, комбинированный, 4Б)

Описание маршрута:
С Воробьевской ночевки подходят к первому кулуару восточной стены. По снегу подходят под кулуар и сворачивают в его ответвление вправо, а затем выходят из него на скальный гребень. Гребень состоит из монолитов с полками, на которых множество лежащих камней. Больших трудностей при прохождении гребня нет. Страховка возможна через крючья и выступы. В том месте гребня, где установлен первый контрольный тур, гребень поворачивает налево, а двигаться следует направо, пересекая крутой ледовый кулуар ( 1 веревка с рубкой ступеней). Выход из кулуара на широкую наклонную полку, которая проходится до конца. Далее работа на скалах средней трудности с хорошими выступами для страховки и с полками. Ориентир - нависающий слева над головой большой плоский камень, подниматься прямо на него, пройдя одну полку до конца налево, а затем прямо вверх.

Маршрут виден хорошо, т.к. кругом отвесные стены. На одной из полок организуется ночевка. От ночевки вверх начинаются крутые скалы значительной трудности длиной 6 веревок до нависающего камня. Здесь в основном страховка крючьевая. Крутизна скал 70-80° с малым количеством зацепок, скалы зализаны. Нависающий камень проходится с левой стороны по щели. Участок протяженностью 15 метров. Страховка через ряд крючьев. За камнем расщелина расширяется и здесь возможна организация страховка впереди идущим.

Далее подъем проходит по скалам средней трудности прямо вверх с крючьевой страховкой или со страховкой через выступы. Путь по скальному гребню проходит по разрушенным скалам вперемежку со льдом. Выше скалы становятся более монолитными общей крутизной 45°, иногда приходится забивать крючья. Выше скал, вверх уходит ледовый (летом) гребень, длиной 2,5 веревки. Для страховки забиваются ледовые крючья. Крутизна склона постепенно выполаживается от 45° и ниже и под вершиной, пройдя по скальным островкам (5 веревок), выход к вершинному туру.

Спуск с вершины в северный цирк осуществляется по снежному
ледовому  гребню 2б к.тр.

3. Уилпата по левой части южного ледового склона (Уилпата, снежно-ледовый, 3Б)

Описание маршрута Сергея Егорина

6.    Забито крючьев (ледовых) - 60
7.    Количество ходовых часов/дней – 8/1
8.    Количество ночевок и их характеристика – нет
9.    Руководитель: Егорин Сергей Владимирович, к.м.с.
Участники: Иванов Виталий Валентинович, к.м.с.
Бондаренко Игорь Олегович, к.м.с.
Глазов Александр Петрович, к.м.с.
Сушко Александр Павлович, м.с.
Кораблин Борис Николаевич, м.с.
10.    Тренер – Кораблин Борис Николаевич, м.с., заслуженный тренер РСФСР
11.    Выход на маршрут – 23 июля 1995 года
Вершина – 23 июля 1995 года
Возвращение – 23 июля 1995 года
12. Организация – Северо-Осетинская республиканская поисково-спасательная служба МЧС России.

Описание маршрута:

Участок 0-1: Начать подъем под маршрут придерживаясь видного впереди крутого ледового склона (основного участка маршрута). Движение по снежному склону 20-30 градусов,1-2 категории сложности. Слева возможны лавины.

Участок 1-2: Дойдя до бергшрунда проходим его через снежную стенку прямо вверх (3-4 метра, 4 категория сложности). Далее идти прямо вверх по снежно-ледовому склону 203 категории сложности, около 200 метров, 30-35 градусов.

Участок 2-3: По леднику круто падающему с левой части южного ледового склона вершины Уилпата подниматься вверх, придерживаясь его правой стороны - там безопасней. Слева со склонов пика ЦДСА часты камнепады! Участок 4-5 категории сложности,45-50 градусов, около 350 метров.

Участок 3-4: Дальше по снежно-ледовому склону выйти на седловину между пиком ЦДСА слева и вершиной Уилпата справа (возможны лавины). Участок 2-3 категории сложности, 30-35 градусов. До седловины от начала маршрута-5-6 часов.

Участок 4-5: На седловине свернуть вправо и по Юго-Западному гребню (2Б категория сложности) взойти, обходя сложные участки по полкам, и по стенам 2-3 категории сложности, на вершину Уилпата (4649метров). От седловины около 1 часа.
Спуск по Юго-Западному гребню (по 2Б).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРШРУТУ.

Маршрут по характеру ледово-снежный, интересен в спортивном отношении. Безопасен при правильном тактическом плане восхождения, т.е. проходить его лучше всего во второй половине лета, когда ледовый склон очистится от снега. Прохождение маршрута рекомендуется начинать как можно раньше из-за камней падающих сверху, когда солнце уже хорошо освещает склон. Для безопасности также рекомендуется не выходить на маршрут после длительно стоящей непогоды, из-за повышенной лавиноопасности.
Вообще маршрут интересен в спортивном и техническом плане как восхождение на высшую точку Цейского района Уилпату (4649 метров) по ледово-снежному рельефу, и рекомендуется для тренировочных и спортивных целей.

4. Уилпата по ледовому Южному кулуару (Уилпата, снежно-ледовый, 3Б)

5. УИЛПАТА ПО СЕВЕРНОМУ ГРЕБНЮ-СКЛОНУ (Уилпата, , 4А)

Паспорт восхождения:

1.    Класс восхождения – скальный
2.    Район восхождения – Кавказ, Цейское ущелье
3.    Вершина – Восточная Ронкетти по канту северной стены. Высота 4070 м.
4.    Предлагаемая категория трудности – 5А
5.    Характеристика маршрута:
Перепад высот – 500 м
Протяженность участков 5-6 к.тр. – 120 м
Средняя крутизна стены – 70, верхней части маршрута – 50.
6.    Забитокрючьев:

скальных    ледовых    шлямбурных
Длястраховки    51    4    -
Для создания и.т.о.    2    -    -
7.    Количество ходовых часов – 10.
8.    На маршруте есть место для двух сидячих ночевок на 3-4 человека.
9.    Состав и квалификация участников группы:
Бондаренко Сергей Александрович 1 р. – руководитель
Буряк Владимир Васильевич 1 р.
Головин Леонид Федорович 1 р.
Гордиенко Анатолий Ефимович 1 р.
Дмитренко Алексей Дмитриевич 1 р.
Печерица Виктор Дмитриевич 1 р.
10.    Тренер команды – Мацевитый Юрий Михайлович м.с. СССР, заслуженный тренер УССР.
11.    Датавыхода на маршрут – 06.07.1980 г. Возвращения с маршрута – 07.07.1980 г.

Описание маршрута:

Путь от КСП Цейского района до исходного бивуака на Воробьевских ночевках через Уилпатинский ледник или через Южную и Северную ветви Цейского ледника.
С Воробьевских ночевок свернуть вправо (при подъеме с Уилпатинского ледника) и по леднику Воробьева левее ледовых сбросов, обрывающихся на Уилпатинский ледник, подойти к крутому снежному склону с несколькими скальными контрфорсами. Склон спускается с перевала Сонгути, соединяющего вершины Сонгути справа и Уилпату слева. С ледника пройти по снежному мосту бергшрунд. Далее по левой стороне крутого, третьего от Уилпаты, кулуара (возможен камнепад), затем по простым и средней трудности сильно разрушенным скалам крутого контрфорса (крючьевая страховка) и по ледово-снежному склону (возможно, снежный карниз), взойти на перевал Сонгути левее скальных жандармов. От Воробьевских ночевок 3-4 часа.
На перевале свернуть влево и по правой стороне его гребня (влево карнизы) подойти под ледовый взлет вершины Уилпата. С перевала прямо вверх по крутому ледовому склону (возможны лавины – крючьевая страховка) к горловине, образованной ледовыми сбросами слева и заснеженными скалами справа. Горловину преодолевать по левой стороне (лавины, крючьевая страховка). Далее прямо верх по крутому ледовому склону, обходя небольшие сбросы, до первой большой ледовой трещины, которую перейти по снежному мосту (страховка). З нее по более пологому ледово-снежному склону до второй ледовой трещины, которую также пройти по снежному мосту. Наконец, по крутому ледово-снежному склону левее крутого гребешка подняться на вершинный гребень. Здесь свернуть влево и по снежно-фирновому гребню (карнизы) взойти на вершину Уилпата. От перевала Сонгути 6-8 часов.
Спуск по Юго-западному гребню. Продолжительность маршрута 3 дня.

6. УИЛПАТА по Северо-восточной стене (Уилпата, комбинированный, 5А)

Описание маршрута:

Путь от КСП Цейского района до исходного бивуака на Воробьевских ночевках через Уилпатинский ледник и через Южную и Северную ветви Цейского ледника.

От Воробьевских ночевок (выход из-за лавин и камнепадов в 2-3 часа ночи) пересечь ледник Воробьева и подойти под широкий, крутой центральный ледово-снежный кулуар Северо-Восточной стены вершины Уилпата. С ледника преодолеть по лавинному желобу бергшрунд и по крутому ледово-снежному склону, затем по гладким скалам (возможны лавины, камнепад) подойти к стенке левой стороны кулуара. От кулуара по 6-метровому крутому ледовому желобу (возможны лавины) перейти вправо под стену. Отсюда 20 м прямо вверх по трудным гладким, с малым количеством зацепок скалам стенки (искусственные точки опоры) на полку. С полки 120 м по трудным скалам стенки прямо вверх под ледовые сбросы с сосульками в правой части. Далее траверс влево по балкону под нависающими скалами. Затем по вертикальному внутреннему углу с карнизом в верхней части подняться на ледовую полку (возможны лавины). С полки небольшой траверс вправо на скалы выше средней трудности острова и по ним подъем 60-80 м на небольшую площадку под нависающими скалами. На площадке бивуак. От Воробьевских ночевок 10-12 часов.

С площадки выйти на ледово-снежный склон. По крутому 400-500-метровому склону со скальными островками в нижней части (возможны лавины) подняться на снежный вершинный гребень (карниз) и по нему на вершину Уилпата. От бивуака на Северо-Восточной стене 4-8 часов.
Спуск по Юго-Западному гребню. Продолжительность маршрута 3-4 дня.

7. УИЛПАТА по Северо-западному ребру (Уилпата, снежно-ледовый, 4Б)

Описание маршрута:

Путь от КСП Цейского района или от селения Дзинага до исход¬ного бивуака на площадках Западного гребня вершины Бивуачной.
С бивуака (выход в 3-4 часа ночи из-за лавинной опасности) по снежному плато (закрытые трещины) обойти слева (с севера) вершину Бивуачную, а за ней подойти под Северо-западное ребро вершины Уилпата. С плато, преодолев по снежному мосту бергшрунд, подойти по крутому ледово-снежному 100-120-метровому склону к скалам Северо-западного ребра. По крутому ледовому склону с правой стороны скал Северо-западного ребра 350-400 м прямо вверх (крючьевая страховка). Перед ледовым взлетом выйти влево на скалы Северо-западного ребра. По сильно разрушенным скалам средней трудности ребра 40 м вверх под скальный взлет, затем по скалам выше средней трудности 40-мет¬рового взлета ("живые" камни - крючьевая страховка) подъем на осыпанные площадки.
С площадок по скалам средней трудности ребра подойти под стенку которую обходить справа по крутому 100-метровому ледово-снежному и снежному склону (крючьевая страховка). Затем по крутому 200-метровому ледово-снежному Северо-западному ребру (крючьевая страховка) подъем на вершинный гребень и по нему (карнизы) выход на вершину Уилпата. От исходного бивуака 10-14 часов.
Спуск по Юго-западному гребню.

8. УИЛПАТА по третьему контрфорсу Южного гребня (Уилпата, комбинированный, 5А)

Описание маршрута:

От Уилпатинских ночевок (или от хижины) движение идет в направлении слияния двух кулуаров, огибающих Центральный контрфорс, и далее к началу Центрального ребра (контрфорса).
Выход на скалы осуществляется в нижней части большого внутреннего угла и дальнейшее движение идет вертикально вверх по внутреннему углу 40 м. Далее по крутой полке вправо 10 м выход на несложные скалы, по которым надо идти вверх на гребень контрфорса 60 м. После выхода на гребень контрфорса надо преодолеть стенку 10 м в верхней части которой на скальном плече находится контрольный тур. Сравнительно сложные учас¬тки на этапе до 1 контрольного тура:
траверс вправо в верхней части вертикального угла (внутреннего) и выход на стенку к 1 туру.
От первого контрольного тура 80 м траверс по простой осыпной полке к стенке с хорошими зацепками. Простое лазание по стенке 60 м приводит к небольшой полке. По полке 15 м влево, и вновь лазание по простым стенкам, перемежающимися полками 60 м приводит на следующее плечо контрфорса, на котором находится второй контрольный тур.
Сравнительно сложный участок на этом этапе:
стенка 4 м высоты непосредственно перед выходом к 2 контрольному туру. От 2 контрольного тура контрфорс образует стенку 15 м с небольшими зацепками, прохождение которой требует аккуратного лазания с крючьевой страховкой. В верхней части стенки удобный пункт для приема рюкзаков. Гребень траверсируется в 2-3 м ниже наивысшей точки и через 40 м выво¬дит к 3 контрольному туру. Записка заходится в банке висящей на крюке. Есть удобное место для постановки 2 палаток.
Наиболее сложное место этапа от 2 до 3 контрольного тура и всего маршрута:
стенка 15 м после 2 тура.
От 3 контрольного тура с левой стороны гребня по простым полкам траверс 60 м. Далее вновь выход на гребень по простой стенке (45°) 30 м.
На гребне опять место для ночевок.
С гребня обход жандарма с правой стороны по наклонной полке вниз 60 м. С полки траверс по скалам еще 30 м, далее вверх по несложным скалам выход на гребень через 100 м. По гребню пешком к основанию снежно-ледового кулуара 150 м. По кулуару по краю скал вверх 200 м.
Площадки для ночевок. От площадок 1 час ходьбы до вершины по осыпным скалам и снежным гребням.
Спуск на юг по маршруту 2Б к. тр.

9. УИЛПАТА ЧЕТВЕРТЫЙ КОНТРФОРС ЮЖНОГО ГРЕБНЯ (Уилпата, комбинированный, 4Б)

Описание маршрута:

С Уилпатовских ночевок (выход в 5-00) по снежному плато Северной ветви Цейского ледника, пересечь ледник Воробьева. Пройдя основание гребня, спускающегося па северную ветвь правее основания контрфорсов южного гребня вершины Уилпата и левее ледника Воробьева свернуть вправо. Далее подниматься по широкому снежному кулуару между основаниями контрфорсов Уилпаты слева и длинным гребнем справа до раздвоения кулуара. Здесь свернуть влево и выйти на скалы правой стороны четвертого контрфорса. Выход по полкам, идущим влево вверх под стенку, под стенкой есть площадки. Стенку обойти справа. Далее по скалам средней трудности (200 м) выйти на площадку, (контрольный тур) под вертикальную стенку. От ночевок около 3-4 часов.
Степку обходить слева за ней и подняться на четвертый контр¬форс. По крутым средней трудности монолитным местам разрушенными скалами подойти под вторую стенку, которую обойти по скалам выше средней трудности справа. По крутым и средней трудности, разрушенным скалам выйти на площадку под "жандарм" с черной стенкой (в 16-00)
"Жандарм" обойти справа. Сперва спуск вниз метров на 15, затем траверс с подъемом вверх (60-80 м) выше средней трудности. Затем по полкам и кулуару выйти на скалы под следующую стенку. Там есть площадки для ночевки. Стенку обходить справа и далее по простым и средней трудности скалы левой стороны контрфорса подъем на южный гребень, где объединяются пути с 1-2-3-го контрфорсов (19-00)ч. Там удобная площадка для ночевки. Далее по простым скалам под Большой "жандарм" южного гребня. "Жандарм" обходить слева. Во время восхождения был лед. (Необходимо/кошки) Затем выйти на снежный склон и по 180-200 метровому взлету выйти на вершину Уилпата.
Спуск по Юго-Западному гребню, обходя карнизы на перемычку и с нее, обогнув слева скальные острова на ледник. На пути несколько  раз надо преодолеть бергшрунды. Далее через перевал Хицан к хижине и оттуда в а/л "Торпедо".
Категория: Кавказ | Добавил: Rand0mize (08.06.2011)